Золотая педагогика

Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки (Ю.Алиев, В.И.Петрушин, К.В.Тарасова и др.) Именно занятия музыкой могут способствовать развитию креативности у учащихся (К.В.Тарасова). Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Большая роль креативности в развитии человека определяет актуальность избранной темы.

В отечественной психологической школе отмечается важность выделения параметров, которые могут показать развивающее влияние образования ( А.И.Абраменко, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, И.П.Манакова, А.А.Мелик-Пашаев и др. )

Проблема нашего исследования - рассмотреть креативность как один из показателей развивающего влияния музыкального образования на школьников.

Объект исследования - музыкальное образование детей 10-12 лет

Предмет исследования – связь показателей креативности с выполнением задач музыкального образования.

Цель исследования - поиск пути оптимизации оценки результатов музыкального образования.

Гипотеза исследования - креативность может выступать показателем успешности музыкального образования при условии построения комплексной диагностической программы - тесты и анализ продуктов творчества.

Методологическая основа - экспериментальные исследования, проведенные в русле изучения креативности (В. Н. Дружинин).

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования;

2. Тест исследования уровня креативности Е.Торренса;

3. Опросник исследования ригидности;

4. Статистическая обработка полученных результатов;

5. Сравнительный анализ полученных данных.

Задачи исследования:

1. Определить на теоретической уровне цели и задачи современного музыкального образования;

2. Определить, какие показатели успешности музыкального образования рассматриваются в работах педагогов и психологов;

3. Изучить содержание понятия «креативность» и определить возможность рассмотрения креативности как показателя успешности музыкального образования;

4. Составить программу пилотажного эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной психологической литературе креативность рассматривается как показатель творческого развития человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, характеризовать продукты деятельности.

2. Музыкальное образование основной целью определяет формирование и развитие личности человека, любителя музыкального искусства, способного и стремящегося самостоятельно оценивать музыкальные произведения, активно сопереживать, быть восприимчивым к новым направлениям музыкального искусства, поэтому показателем успешности музыкального образования можно рассматривать повышение личностной значимости музыкального искусства для человека;

3. Программа диагностики креативности предполагает включение следующих процедур тест исследования невербальной креативности Е.Торренса, контент-анализ.

Теоретическое значение работы:

В выпускной квалификационной работе систематизированы результаты экспериментальных исследований, проведенных в русле изучения креативности.

Практическое значение работы:

Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в дальнейшем продолжительном исследовании на репрезентативной выборке.

Образование, педагогика, воспитание:

Организация учебного процесса в коммуникативном направлении отечественной методики
В теоретических основах коммуникативного метода, разработанного Е.И. Пассовым, даются ссылки на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, теорию речевого общения А.А. Леонтьева, теорию речевой деятельности И.А. Зимней, работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Коммуникативный метод представляет условия и ...

Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края
Сущность природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для детей форм и методов исследования географических наук. Говоря о специфике методики формирования географических представлений ...

Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФН
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. «Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого ...

© 2017-2021 Copyright www.fikus.site