Золотая педагогика

Передача состояния времен года в картинах художников

Страница 1

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к красоте мира и человека. Природа - это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста». Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра, дорожные лужи, различный цвет самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или суток.

В России континентальный климат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, свойственной только августу, и поздняя осень.

"Времена года" стали в живописи способом постижения тайного смысла природы, о близости с которой мечтал и мечтает каждый художник.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.(Ф.И. Тютчев)

Природа не проснулась еще и в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова. Вступая в мир его весенних картин, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, к изгородям, по мокрой дороге, а перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля и высокие небеса. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картинах Саврасова с эпическим простором далевого вида. Это созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова и присуще всем его лучшим произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер. Сложно найти картины более скромные и убогие по сюжетам, чем весны Саврасова. Но от них веет таким очарованием, такой Родиной, такой нежной близостью и любовью, что оторваться невозможно.

"Ступайте писать, ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают, хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте" - любил говорить Саврасов своим ученикам ранней весною.

Уже в ранних произведениях художника постепенно вырисовывается излюбленный саврасовский мотив - изображение лирического пейзажа с обстоятельным и любовным повествованием, в котором такую значительную роль приобретает множество очеловеченных деталей. «Он старается отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу» - напишет впоследствии Левитан.

Одна из самых знаменитых весенних картин Саврасова - «Грачи прилетели» (1871г.) представляет собой скромный пейзаж, до мельчайших подробностей знакомый любому жителю средней полосы России, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуется душа и боль русского человека. На переднем плане изображена группа кривых берез, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнезда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. Сквозь прозрачный и влажный воздух передано движение справа налево мягкого света от косых лучей весеннего солнца. На чуть потемневшем, но все еще белом снегу лежат легкие тени берез, а на бугре у забора заметен розовато - золотистый отсвет от солнца. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и теплые тона, наиболее достоверно передает состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна легким дуновением теплого ветра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельнос ...

Сравнительный анализ программ учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании". В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязатель ...

Использование видеометода в современном воспитательном процессе
Одним из важнейших направлений модернизации современного образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Современная школа выбирает стратегическую идею – воспитание высоконравственной личности, гуманной, способной мыслить и понимать окружающий мир. В связи с этим в н ...

© 2017-2021 Copyright www.fikus.site