Золотая педагогика

Влияние ИЗО искусства на формирование полноценности речи

Страница 2

Одним из важнейших условий речевого развития детей является специально созданная (так называемая «искусственная») речевая среда. На уроках развития речи с элементами ИЗО ее компонентом становится, во-первых, особая, не вполне типичная для начальной школы организация учебного пространства, предполагающая ограниченное количество детей (от 7 до 15), тренинговое расположение учащихся (они сидят полукругом на стульях или подушечках перед экраном, на котором демонстрируется слайд), создание непринужденной, эмоционально благоприятной атмосферы, безоценочное принятие любого высказывания каждого ребенка, что в целом способствует возникновению субъект-субъектных отношений между учителем и учащимся, соответствующих принципу ненасильственной коммуникации. Во-вторых, восприятие произведений изобразительного искусства осуществляется на основе слайдов или больших репродукций, когда дети видят одно и то же, когда их взгляды устремлены в одном направлении. Такая работа, в отличие от рассматривания небольших репродукций каждым ребенком, объединяет детей, класс, создает, если воспользоваться словами М. А. Рыбниковой, «рабочее единство». Кроме того, рассмотрение произведений изобразительного искусства имеет специально продуманную последовательность.

В-третьих, организация фасилитированной дискуссии представляет собой коллективное обсуждение произведения изобразительного искусства, опирающееся на четкую стратегию вопросов, задаваемых учителем детям в соответствии с этапами развития художественного восприятия и визуального мышления. Такая дискуссия позволяет младшим школьникам овладевать первоначальными умениями высказывать свои суждения и обосновывать их, уважительно и внимательно относиться к мнению других детей, сопоставляя их суждения с собственными.

В-четвертых, особая техника парафраза, когда учитель после высказывания каждого ребенка передает его мысль, но не буквально, а конкретизируя и уточняя ее, уводит от «зацикливания» на отдельных деталях картины, способствует вербализации художественного образа. Для грамотного построения парафраза педагог должен не только правильно улавливать смысл высказывания, но и определять, какого типа мысль была высказана: простое наблюдение, уточнение, ассоциация, сравнение, эмоция, размышление и др. Каждому типу высказывания при парафразе соответствуют определенные глаголы, которые должны отражать суть высказывания (видит, обращает внимание, почувствовал, кажется странным, заметил, решил, создается впечатление, удивился, предполагает, вспомнил, думает, сравнивает и т. д.).

Особым видом парафраза является линкинг, представляющий собой обобщение всех высказываний учащихся при обсуждении одного слайда. Линкинг не должен содержать каких-либо оценочных суждений. Чаще всего перечисляются те детали картины, о которых говорили дети в своих высказываниях, указывается на наличие различных версий относительно тех или иных деталей картины. Заканчивается линкинг, как правило, указанием на многозначность восприятия одного и того же произведения искусства разными людьми («Сколько людей — столько мнений»).

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...

Роль паузального членения фраз
Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи глухих детей. В то же время умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогают глухим понимать речь окружающих и читаемый текст. Вместе с тем наблюдение показывает, что уч ...

Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
Проблема родного языка неизменно возникает всякий раз при разработке методов обучения иностранному языку. Сложность этой проблемы нашла свое отражение в таких методических принципах обучения, как опора на родной язык, его учет или исключение из учебного процесса. Все речевые механизмы учащихся сфор ...

© 2017-2021 Copyright www.fikus.site